Race Driver: GRID
 |
Разделение
труда на рынке компьютерных автосимуляторов окончательно завершилось. Среди тех
компаний, которые еще выпускают автогонки на PC (EA и Need for Speed для чистоты эксперимента учитывать
не будем), сейчас можно выделить три основных категории. Первая — независимые
партизаны, работающие на крайне узкую и специфическую аудиторию любителей
хардкорных симуляторов (ISI со своим rFactor, iRacing, Sim Factory, Live for Speed и т.д.). Продаются такие игры,
как правило, через интернет, требуют от игрока нешуточной теоретической
подготовки и обязательного наличия руля. На наших страницах они появляются редко,
в моменты выдающихся достижений. Под вторую категорию подпадают небольшие, но
прочно стоящие на ногах SimBin и Blimey! Games, чья потенциальная аудитория гораздо
шире и в массе своей знает, что такое геймпад. А поскольку SimBin и Blimey! связывают свое будущее скорее
с консольным рынком, учиться рулить с помощью геймпада лучше прямо сейчас. Ну
и, наконец, Codemasters, которые изначально выпускают
свои игры на всех возможных платформах. Окончательно расставшись с претензиями
на реализм, англичане выделили себя в отдельную, третью по счету, категорию. Игры
британских разработчиков предназначены не столько для простых любителей
«погонять», сколько для людей, которые знают, что Спа — не только процедура в
салоне красоты, но и старейшая гоночная трасса в Бельгии, где проходил недавний
этап F1. Need for Speed справедливо кажется им слишком скучным, но и
наматывать десятки кругов тренировок в симуляторе с позавчерашней графикой они не
готовы.
Race Driver: DiRT
 |
Бороться на трассе с такими снарядами машинам других классов почти нереально… |
Есть
спрос — будет и предложение. Свежий Race Driver: GRID красив, дружелюбен и с легкостью
позволит почувствовать себя чемпионом «24 часов Ле-Мана» даже не слишком
искушенному пилоту. Как и прошлогодний Colin McRae: DiRT, GRID представляет собой скорее не симулятор автогонок, а
занимательную экскурсию в мир автоспорта. А точнее — его глянцевой, видной
каждому обывателю стороны: красивые машины, зрелищные аварии, знаменитые трассы
и большие деньги. С красивыми девушками, постоянно мелькавшими в предыдущих
частях серии, дело в этот раз почему-то не заладилось, как и с сюжетом вообще.
Мы уже привыкли, что каждая новая часть серии Race Driver содержит, помимо
гонок, нехитрую историю, наглядно иллюстрирующую путь молодого дарования от
первенства района в классе газонокосилок до гонок «Формулы-1».
 |
…но некоторые, тем не менее, пытаются. |
Но
только не сейчас: режим карьеры (названный здесь GRID World), лишен всех сюжетных
элементов, предлагая взамен свободу выбора. Игровой мир теперь поделен на три
региона: американский, европейский и японский. Участвовать в соревнованиях по
дрифтингу в ночном Токио никто насильно заставлять вас не будет, хотя по уровню
проработки и исполнения разные регионы почти не отличаются. Благодаря
отсутствию негласного разделения на основные и побочные чемпионаты GRID
избавлен от главного недостатка предшественников — избыточности. При старте
карьеры можно спокойно выбирать тот тип гонок, который вам больше нравится, и
концентрироваться только на нем. Вы, впрочем, вольны проходить все три кампании
одновременно, чередуя их от гонки к гонке, но это самый долгий путь к успеху.
Несмотря
на присутствие за кадром голоса девушки-менеджера, делать все приходится
самостоятельно: создавать свою команду, покупать машины и участвовать в гонках.
Менеджмент команды, который на первый взгляд кажется совершенно лишним
элементом, несложен: от нас требуется выбирать только раскраску и спонсоров.
Каждый из них предъявляет какой-либо набор требований — от простого
«финишировать в гонке» до «победы без единой царапины». Размер логотипа,
размещенного на машине, тоже имеет большое значение на сумму контракта — за
рекламу вдоль борта заплатят, естественно, больше, чем за наклейку на кромке
багажника.
 |
Делать нормальный трехмерный кокпит в гонках стало уже хорошим тоном. |
Со
временем откроется и возможность нанять второго гонщика в команде, который
будет ездить под контролем искусственного интеллекта. Покупать для него вторую
машину, что интересно, не придется, так что приобретение в любом случае
полезное. Особой помощи на трассе напарник не оказывает, но очки стабильно
привозит, а команды ему, к счастью, отдавать не надо — отвлекаться здесь просто
некогда.
Гонки
довольно скоротечны, но предельно насыщены. Соперники обгоняют, вылетают с
трассы (пожалуй, даже слишком часто) и всячески дают повод протестировать новую
модель повреждений. Про нее можно сказать коротко: лучше сейчас — только в Burnout Paradise (см. превью в этом номере журнала).
Любую машину можно разбить буквально в хлам, и для этого, как и в жизни,
хватает одного серьезного контакта. Неясно, как Codemasters уговорили известных автопроизводителей
на такое грубое обращение с их машинами, но выглядят аварии почти не хуже, чем
в том же Burnout. Самое интересное, что полным уничтожением машины об отбойник
гонка здесь не заканчивается. Использовать совсем уж аркадный респаун авторы
тоже не стали. Разбились? Не беда: нажимаем кнопку Enter и наблюдаем, как груда
хлама по кусочкам собирается в машину, а время неспешно отматывается назад.
Трюк с перемоткой времени здорово облегчал прохождение Prince of Persia: The Sands of Time, а теперь вот нашел применение и
в автогонках. Титул первооткрывателей Codemasters уже не светит (итальянцы из Milestone в своей S.C.A.R. — Squadra Corse Alfa Romeo додумались до этого первыми), но
если вам уже приходилось вылетать с трассы за метр до финиша, то объяснять ее
полезность в аркадных гонках не придется.
Поп-идол
 |
Пройти О’Руж, не отпуская педаль газа, на этом «Корвете» вряд ли удастся — здесь все-таки не «Формула-1». |
Вопрос
выбора — с чего же начинать прохождение — не слишком сложен. Если хочется уличных
покатушек под горячим солнцем Майами, стоит обратиться к американскому
континенту. Все без исключения гонки там проходят по огороженным бортиками
городским улицам, и выбор машин соответствующий: доминируют мощные американские
Muscle-кары и дорогие спорткары со всего мира. Чувствуется, что при создании
этого региона авторы игры вдохновлялись в первую очередь консольным Project Gotham Racing 4. Похож дизайн трасс, которые здесь
получились даже лучше, чем у конкурента, похожа и физическая модель,
подталкивающая к постоянному скольжению в заносе. В отличие от PGR за
скольжение здесь не дают каких-либо бонусов, но реализовано все ничуть не хуже.
А уж какой-нибудь Ford Mustang с пятью сотнями лошадей под
капотом и задним приводом поначалу и вовсе кажется совсем неуправляемым, но
привыкание наступает очень быстро.
Скольжение
поставлено во главу угла и в Японии. Здесь, как нетрудно догадаться, все гонки
посвящены дрифтингу. Все соревнования легальные — со специальными трассами,
чемпионатами и кучей зрителей. С Need for Speed Underground, Juiced 2 и подобными им играми этот режим
роднит разве что блестящий асфальт ночных городов. Хотя по количеству трасс и машин
японский регион заметно уступает двум остальным, играть тут тоже интересно.
Удерживать мощные машины в постоянном скольжении здесь гораздо сложнее, чем в
вышеупомянутых играх, да и официальная лицензия японского чемпионата D1 (Japanese Drift Racing Championship) тоже должна о чем-то говорить.
Лицензия предполагает не только «правильные» автомобили (широченные
1000-сильные Subaru и Toyota, в выхлопную трубу которых можно
засунуть голову), но и настоящие дрифтерские трассы. Самая лучшая, на наш
взгляд, — многокилометровая Mount Haruna, проходящая по горным дорогам вокруг
одноименного вулкана. Гонки с большим числом участников у дрифтеров редки: соревноваться
часто приходится один на один, постоянно рискуя улететь с обрыва. Нечто подобное
было, если помните, в Need for Speed: Carbon, но здесь подход и уровень исполнения
другой — фанатам дрифта должно прийтись по душе.
Евровидение
 |
Трамвайные пути посреди дороги? Если не Сан-Франциско, то уж наверняка Милан. |
Если вас смутило такое количество упоминаний о Need for Speed,
поспешим уточнить: Codemasters с помощью GRID решали довольно сложную
задачу — стремились отбить часть аудитории у того же NFS и одновременно
сохранить привлекательность для поклонников настоящего автоспорта.
Прошлые части, как и все европейские автогонки, не очень хорошо
продавались в Америке, поэтому решение добавить в игру чуждые дрифт и
стритрейсинг за счет сокращения других дисциплин было в большей степени
коммерческим шагом. Так вот, европейская составляющая GRID — самая
интересная.
Разработчики
явно прибеднялись, когда с сожалением сообщали на официальном форуме, что
реально существующих чемпионатов в европейской части игры ждать не стоит.
Популярных кольцевых серий DTM и V8 Supercars теперь, конечно,
нет, но кольцевая тема на этом отнюдь не закрыта. Роль самого представительного
турнира в европейском регионе теперь принадлежит серии Ле-Ман (Le Mans Series). Легендарные «24 часа
Ле-Мана», считающиеся самым престижным гоночным трофеем Европы, являются, между
прочим, одним из этапов этой серии. Выступает там, как и положено, весь
автомобильный цвет мира: от Porsche, Chevrolet Corvette и Aston Martin до распластанных по земле спортпрототипов
класса LMP 1. Прелесть этих гонок в том, что
на старт здесь выходят одновременно машины трех классов, которые существенно
различаются по скорости. Быстрые LMP 1, разумеется, тут
же уезжают от более медленных GT1 и GT2 и соревнуются только между собой. Обогнать
прототип на каком-нибудь «Корвете» здесь почитается за трюк на грани невозможного,
хотя победа все равно разыгрывается в каждом классе по отдельности. Трасс в
европейском регионе всего семь штук (не считая вариаций), пять из которых взяты
из календаря LMS, одна (вымышленная) проходит по улицам Милана, а легендарный
13-километровый Ле-Ман стоит особняком ото всех. 24-часовую гонку, проходящую
там, в игре можно проехать и за двенадцать минут, увидев при этом честную смену
дня и ночи. Положенные пит-стопы для смены водителя и дозаправки почему-то не
предусмотрены, и это лишь одна из уступок общей аркадности.
 |
 |
Погнутый капот на скорость не влияет, но второго удара машина может и не пережить. |
Звание «интерактивного краш-теста» все еще находится у Burnout, но GRID есть что предъявить в этом плане. |
* * *
Остальные
уступки аркадности тоже дают о себе знать: самые быстрые прототипы легко набирают
на прямой 420 км/час (что почти на сотню выше их паспортной «максималки»),
входят в поворот на предельной скорости и почти мгновенно замедляются. Все это,
как и многие другие упрощения, почти не мешает получать удовольствие от
вождения (особенно если отключить электронных помощников), но сильно подпортит
праздник тем, кто ждет от игры честной симуляции. Несмотря на официальные
лицензии и сопутствующую атрибутику, GRID — очень хорошая аркадная
автогонка, конкурентов у нее сейчас практически нет. Но если через год, во
время премьеры новой игры про «Формулу-1», права на которую теперь принадлежат
Codemasters, история повторится, у нас тут будет совсем другой разговор.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
|